Дизайнеры, режиссеры и публика, кажется, не могут насытиться ужасным и кровавым
Мода и ужасы часто являются близкими родственниками и, кажется, переживают еще один момент на солнце — или, лучше сказать, в самых глубоких, самых темных тенях?
Вспомните недавний выпуск одежды Дж. В. Андерсона, изображающий залитые кровью сцены из культового классического фильма 1976 года «Кэрри», все совместные проекты «Очень странных дел», которые появляются быстрее, чем Демогоргоны после наступления темноты, и бокс-сет Валентино из трех неопубликованных романов ужасов, в том числе «Люси А. Снайдера «Сестра, дева, чудовище».
Убийственная Вилланель из «Убивая Еву» вдохновила бренды от Hunter до Coco de Mer, а мода также занимает важное место в новой выставке под названием «Шоу ужасов! Закрученная история современной Британии» в Сомерсет-Хаусе в Лондоне.
Связанные галереи
Мужская коллекция Paris Spring 2024
И разве это не жутко, как некоторые эпизоды сериала «Дамер — монстр: История Джеффри Дамера» от Netflix поражают нынешнее увлечение моды для ногтей всеми вещами 90-х?
«Ужас похож на черный цвет и моду — это повторяющаяся тема», — говорит Валери Стил, директор и главный куратор Музея FIT в Нью-Йорке. «Бывают сезоны, когда ужас больше, а иногда, когда его нет, но он всегда здесь, прячется, как вирус, готовый снова появиться».
Клэр Каттеролл, старший куратор Somerset House, говорит, что во времена острых социальных и политических разногласий на первый план всегда выходит ужас.
«Текущий уровень беспокойства, казалось, достиг стратосферного уровня, и ужас всегда был местом убежища, а также искупления. Это всегда позволяло нам разобраться в нашем мире и наших страхах. И поэтому это обнадеживает, а также дает нам инструменты, чтобы смотреть сквозь пальцы на наши страхи», — говорит она.
Когда дизайнеры черпают вдохновение из фильмов ужасов, результаты часто бывают незабываемыми. Вспомните, когда Джун Такахаши из Undercover взялся за «Сияние» Стэнли Кубрика для весны 2018 года, оду Рафа Саймонса «Челюсти» для своей весенней коллекции Calvin Klein 205W39NYC 2019 года и жутковатое, но красивое весеннее шоу Rodarte 2019 года, среди Ливень на Мраморном кладбище в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене.
Стил также упомянул осеннюю коллекцию Rodarte 2008 года, в которой театр Кабуки сочетается с современными японскими фильмами ужасов. Музей FIT приобрел вечернее платье из шелкового тюля, окрашенная вручную ткань которого намеренно напоминает кровь в воде.
По словам Стила, к модным племенам, которые перенимают элементы хоррора, относятся готы, киберпанки и некоторые фракции хип-хоп сцены.
По ее мнению, мода странным образом ассоциируется со смертью.
«Помните, как Габриэль Шанель говорила, что мода должна умереть, и умереть быстро, чтобы снова жить?» — спрашивает она, также упоминая известные цитаты поэта Джакомо Леопарди и художника Жана Кокто о моде и смерти. «У моды есть свое внутреннее стремление к смерти, потому что тогда ты заново рождаешься. Это как змея, сбрасывающая кожу. Так что нет ничего более презренного, чем недавняя мода. Типа: «О, черт, зачем мы это надели? Теперь мы переходим к следующему».
Эльза Скиапарелли была среди первых кутюрье, которые играли с темой смерти в своем платье-скелете 1938 года, и многие другие играли с «сексуальными образами смерти», часто сосредотачиваясь на вампире, могущественной фигуре.
Есть даже лондонский бренд The Vampire’s Wife, который добывает «сексуальность вампиров, которые намного сексуальнее, чем, знаете ли, некоторые другие образы ужасов, такие как зомби», отмечает Стил.
Почему у дизайнеров и публики снова может возникнуть вкус к ужастикам, помимо цикличности вещей?
«Сегодня мир такой ужасный, и все так напряжно, от климата до войны и республиканцев», — говорит Стил. «Многие люди вместо этого просто хотят спрятаться в притворном страхе».
На самом деле, она охарактеризовала одежду, вдохновленную ужасами, как своего рода «дофаминовую одежду», которая повышает настроение владельца.
«Хотя страх — неприятная эмоция, снятие напряжения после момента испуга — это, по сути, своего рода дофаминовый момент», — объясняет она.
Рудольф Манс, художник по костюмам для «Дамера» и «Наблюдателя», двух популярных сериалов на Netflix, добавляет, что «люди всегда очарованы реальными криминальными историями, поэтому тот факт, что обе эти истории, хотя и тревожные, на самом деле произошли Думаю, это также поможет привлечь зрителей».
Кроме того, он добавляет, что тенденции в моде и развлечениях часто перекликаются друг с другом. «Это может во многом зависеть от того, каковы тенденции в любой момент времени, но кажется, что это идет рука об руку с точки зрения того, что популярно на подиумах, по отношению к тому, что популярно на телевидении», — говорит он.
Манс говорит, что его поразило, как много стиля «Дамера» можно увидеть в Нью-Йорке и за его пределами.
«Я совсем недавно был в Берлине, и там была та же история: более мешковатые прямые джинсы, большие куртки, укороченные топы, массивные кроссовки», — рассказывает он. «Интересно, как это коррелирует».
Оливье Тойн, директор бельгийской исследовательской и маркетинговой компании Beyond Reason в Генте, говорит, что психология частично объясняет корреляцию.
Он цитирует фильм 1983 года «Голод» с Катрин Денев и Дэвидом Боуи в главных ролях как окончательное слияние моды и ужаса.
«Тема этого фильма, как и большинства приличных фильмов ужасов, — власть и господство. Власть вампира над жизнью и смертью, господствующая над добычей в паутине», — объясняет он. «Связь между ужасом и модой можно обнаружить в том факте, что власть и господство также являются двумя основными имплицитными мотивами покупки предметов роскоши. Ношение YSL дает мне — по крайней мере иллюзию — власти над другими. Когда я выхожу на каблуках от Gucci, я чувствую, что доминирую в комнате».
Гламур ужасов неотразим для публики прямо сейчас.
Например, одно из самых продаваемых совместных проектов Хантера было с «Убивая Еву», телесериалом BBC America, главной героиней которого является психопатка-наемная убийца Вилланель. Несмотря на свою основную работу (а может быть, благодаря ей), она всегда выглядит изысканно и великолепно, используя блестящую заколку для волос в качестве орудия убийства или убегая с места преступления в стильной обуви.
Главный исполнительный директор Hunter Паоло Порта говорит, что бренд всегда стремится обратиться к популярной культуре, а также к разным поколениям и аудиториям. И образ Вилланель оказался выигрышным.
«Что привлекло нас в «Убивая Еву», так это реализм, ужас и невероятное чувство стиля. Людей так привлекает эта гламурная вселенная. Они хотят быть частью этой истории, и точно так же Хантер хочет быть частью этого повествования. В характере Вилланель столько обаяния и привлекательности, что мы хотели приблизиться к ней на экране», — говорит Порта и к Джоди Комер, звезде сериала.
Аудитория Хантера была настолько увлечена сотрудничеством, что они были готовы в два раза снизить среднюю цену ботинок Hunter, или около 395 фунтов, за ботинки «Killing Eve» Chasing и другие модели. Хантер, безусловно, серьезно отнесся к работе над сериалом. Один стиль, пара коротких ботинок, имеет военный вид и поставляется с небольшим мешочком, «где вы можете хранить свой перочинный нож или что-то еще, что может понадобиться Вилланель», — говорит Порта.
Ностальгия по старым сериалам и жанрам ужасов также будоражит общественное сознание, и это одна из причин, по которой Moon Boot решил поработать над «Очень странными делами», действие последнего сезона которых происходит в 1986 году.
Компания только что представила три стиля, вдохновленные Upside Down, темным параллельным подземным миром, покрытым пеплом и населенным монстрами. Ботинки имеют перевернутый логотип, а некоторые также демонстрируют изображения темных лоз из подземного мира.
Лучше хранить их в шкафу, а не у кровати.
Кэттеролл из Somerset House говорит, что «Очень странные дела», в частности, являются «действительно хорошим примером свежести «нового ужаса». Это ретро, а также подключается к темному романтизму», — говорит она.
Эта смесь ностальгии и ужаса также обращена к новой аудитории. Кэттеролл указывает на то, что песня Кейт Буш 1985 года «Running Up That Hill», заглавная песня последнего сезона сериала «Очень странные дела», стала хитом среди поколения, чьи родители были подростками, когда она впервые была выпущена.
Мощная смесь гламура и ностальгии по ужасному подтолкнула Джонатана Андерсона к решению создать капсулу, вдохновленную фильмом 1976 года «Кэрри», основанным на первом опубликованном романе мастера ужасов Стивена Кинга.
«Меня всегда тянуло к сильным персонажам, и культовая игра Сисси Спейсек в роли Кэрри была невероятной, — говорит Андерсон. «Фильм также представляет другой вид китча, который действительно вдохновляет, с отсылками к выпускному вечеру 70-х и его ужасом. Мне нравится, как он стал культовой классикой с такой преданной фанатской базой и поклонниками».
Он говорит, что его привлекла «большая культурная значимость фильма и дизайн оригинальных постеров к фильму. Было очень интересно перенести их на одежду и аксессуары таким образом, чтобы это было актуально и сейчас», — говорит Андерсон.
Капсула была впервые представлена ранее в этом году серией изображений с участием актрисы Хари Неф, сфотографированных Юргеном Теллером. Напечатанные в виде рекламных щитов и установленные на фургонах, которые путешествовали по улицам Милана во время недели моды, изображения были затем снова сняты Теллером для официального выпуска.
Какие еще психологические факторы объясняют любовь публики к ужасам прямо сейчас?
По словам Тьона, «одна из теорий в индустрии развлечений состоит в том, что ужасы — это удобный и безопасный способ испытать «облегченную» версию смертельного страха. Что, наверное, правильно».
Он отмечает, что ужас вызывает чувство облегчения от того, что он пережил столкновение со смертью.
«Только относительно недавно нам не нужно бояться за свою жизнь 24 часа в сутки 7 дней в неделю, — говорит он. «Представьте себя живущим в пещере. И на твою пещеру нападают дикие звери. Некоторые из вашего племени умирают, а некоторые выживают. Только представьте, какое это должно быть облегчение. Для наших предков это, вероятно, было одной из самых сильных эмоций, которые они когда-либо испытывали. Ужас может быть суррогатом, позволяющим нам пережить это.
«Помнишь, как хорошо было, что Клариссу не съел доктор Лектер?» — спрашивает он, имея в виду хит 1991 года «Молчание ягнят».
«Фильмы ужасов о тревогах, которые таятся в нас, и они как бы высвобождают эти тревоги, изгоняя их на экране», — говорит режиссер Лука Гуаданьино, чей последний полнометражный фильм «Кости и все такое» — это история любви двух прекрасных молодых каннибалов, изображенных Тейлор Рассел и Тимоти Шаламе. «Поэтому я думаю, что всегда будет интерес к этому жанру.
«Проблема в том, что, поскольку мы живем в очень трудные, консервативные, правые времена, фильмы отражают такое отношение — это тревоги консервативных правых, которые не очень интересны».
Гуаданьино говорит, что для него большая честь, что Такахаси из Undercover создал коллекцию, вдохновленную его ремейком «Суспирии» 2018 года, и он описывает сотрудничество Андерсона с «Кэрри» как фантастическое и радикальное, учитывая, что дизайнер ссылается на фильм 70-х годов.
«Речь идет об иронии и страсти, которую эти замечательные дизайнеры воплощают в своей работе», — говорит он.
Превью клипов «Кости и все такое» показывают главных героев в типичной американской повседневной одежде — джинсах, вафельном трикотаже, походных рубашках и тому подобном. По словам Гуаданьино, «кодексы поведения, которые передаются через одежду, важнее, чем сама мода».
Может быть, это случай — глоток — ты то, что ты ешь? «Эти персонажи — люди, которые как бы перенимают личность других людей. И каким-то образом вы можете увидеть, как это проявляется в том, как они используют предметы одежды из жизни других людей, чтобы сделать их своими», — дразнит режиссер.
Ужасно это или нет, но движущееся изображение оказывает все более сильное влияние на общественное сознание во всем мире, и бренды стремятся присоединиться к игрокам на экране.
«Мы живем во времена, когда телесериалы в некотором роде стали их собственными модными брендами. Точно так же, как у людей есть любимое блюдо или предмет одежды, теперь у них есть любимый сериал, который дает им чувство идентичности», — говорит представитель Moon Boot.
Порта Хантера согласится. «Мы тратим так много времени, глядя на экран, будь он у нас на ладони или на стене. И для нас это один из лучших способов привлечь новую аудиторию», — говорит он.
Я — Полли, приятно познакомиться! Автор статей на тему моды, стиля и косметологии.