Уличный стрит арт: история художественного движения и художники, превратившие города в музеи под открытым небом
Уличный стрит арт считается одним из крупнейших художественных движений , достигшим огромной популярности и до сих пор быстро развивающимся как вид искусства. Уличные произведения искусства в основном появляются в городских районах и общественных местах, таких как наружные стены зданий, эстакады и мосты, и в значительной степени определяют внешний вид многих кварталов и городов по всему миру. Размышления о политических и социальных проблемах часто занимают центральное место в уличном искусстве, которое варьируется от напыленных этикеток, наклеек и вязаных волокон, обертывающих телефонные столбы, до монументальных расписных фресок, покрывающих целые здания. Уличное искусство в определенной степени связано с искусством граффити и включает в себя его.
Ключевые даты: 1960-е годы – настоящее время.
Ключевые регионы: возникли в мегаполисах США, особенно в Нью-Йорке и Филадельфии, сейчас распространены по всему миру.
Ключевые слова: граффити, искусство метро, партизанское искусство, паблик-арт, городское искусство, крупномасштабные фрески
Ключевые художники: Кейт Харинг, Жан-Мишель Баския, Кукурузный хлеб, Бэнкси, Шепард Фейри, Леди Пинк, Блю.
Ключевые характеристики: создано в общественных местах с сильным политическим или социальным посланием.
История уличного стрит арта
Люди использовали природные поверхности для рисования и рисования на них с доисторических времен, когда на стены пещер наносились отпечатки ладоней и картины, изображающие сцены охоты, чтобы напоминать о процветании и единстве небольших человеческих сообществ. То, что мы сегодня называем уличным искусством, по своей сути отличается от вышеупомянутых настенных надписей и восходит к современности, к войне печально известных банд Нью-Йорка в 1920-х и 1930-х годах, когда на уличных улицах начали появляться именные таблички и примитивные граффити. улицы, обозначающие подконтрольные бандам территории. Подобный городской климат способствовал созданию художественных фресок.
Примерно в то же время они проникли в городские пейзажи мегаполисов Южной Калифорнии. Хорошо документированные истоки уличного искусства происходят из Филадельфии и особенно из Нью-Йорка. В 1960-е годы Нью-Йорк переживал тяжелые времена и находился на грани банкротства. Обширные территории заколоченных зданий, пустырей, закрытых фабрик и строительных площадок стали холстом для группы творческих детей, сначала в испанском Гарлеме, что привело к развитию целого вида искусства, который прошел путь от простой подписи до путь к фрескам, покрывавшим целые вагоны метро.
Золотой век Нью-Йорка
В середине 1970-х годов наблюдалась эволюция различных стилей: многие выдающиеся уличные художники того времени писали свои прозвища и псевдонимы в уникальной манере с оригинальным дизайном, стремясь привлечь внимание. Лишь немногие художники запечатлели творческий процесс и первые импульсы сообществ уличных художников, причем фотограф Марта Купер была одним из самых уважаемых имен, сделавших это. Она начала документировать нью-йоркскую сцену уличного искусства и уличных художников в 1970-х годах, а также внесла большой вклад в развитие всего движения, распространяя свою книгу под названием «Искусство метро», опубликованную в начале 1980-х годов. Тонкое издание Купера в мягкой обложке быстро стало руководством по стилю для авторов поездов и художников-граффити не только в Соединенных Штатах, но и в Европе.
В 1980-х годах уличное искусство и граффити проникли в художественные галереи и музеи, в то время, когда такие художники, как Кит Харинг и Жан-Мишель Баския из нью-йоркской сцены уличного искусства, придали авторитет этой сфере и перенесли свои работы с улиц в мир изобразительного искусства. С тех пор этот вид искусства закрепил свои позиции в мире искусства и стал признанным культурным феноменом, хотя во многих городах мира такая практика считается незаконной.
Темы и техники уличного искусства
Уличное искусство, часто юмористическое и заставляющее задуматься, охватывает чрезвычайно широкий спектр тем и интересных техник, выходящих за рамки традиционных граффити и аэрозольной краски.
Темы
Несмотря на территориальный и бунтарский характер, уличное искусство имеет тенденцию передавать социальное или политическое послание, вызывающее дискуссии и реакцию. Уличное искусство часто связано с активизмом, который повышает осведомленность о насущных социальных и экологических проблемах.
Техники
Уличный стрит арт создается множеством способов и с использованием самых разных техник. Маркировка аэрозольной краской — один из самых распространенных и быстрых способов выставить произведение на публику, также широко используются маркеры, краска и такие инновации, как заправка огнетушителей краской. Однако уличное искусство не ограничивается красками и маркерами, поскольку художники используют абсолютно любые доступные материалы и материалы, такие как трафареты, наклейки, плакаты, текстиль, светодиодное освещение, мозаику или видеопроекцию. Ярнбомбинг, вынос на улицу разноцветной трикотажной или связанной крючком пряжи или волокна, является одним из довольно новых явлений в мире уличного искусства.
Уличный стрит арт против Граффити
Провести грань между граффити и уличным стрит артом может быть сложно. Наиболее очевидное различие заключается в намерении. Хотя уличное искусство часто заказывают, создание граффити обычно санкционируется, и города часто рассматривают нанесение граффити как вандализм. Еще одной отличительной особенностью этих двух видов является то, что уличное искусство содержит элементы, связанные с графическим дизайном, и больше связано с изображениями, в то время как граффити всегда имеет текстовую тему в виде тегов и надписей. Искусство граффити во многом связано с хип-хопом, а также с панк-субкультурами и до сих пор представляет собой форму восстания, синонимом которого оно является.
Самые известные уличные художники
Мы взглянем на некоторых из самых известных уличных художников прошлого и самых влиятельных уличных художников современности.
Бэнкси
Несмотря на международную известность, личность художника-трафарета Бэнкси до сих пор окутана тайной. Сам по себе загадка: Бэнкси был замечен за разрисовыванием поездов и стен в своем родном городе Бристоле в 1990-х годах. С тех пор художник стал мировым явлением, размещая подрывные и противоречивые послания на улицах по всему миру. Он также проделал один из самых оригинальных аукционных трюков в истории искусства, когда его картина 2006 года «Девушка с воздушным шаром» неожиданно самоуничтожилась сразу после того, как была продана на аукционе Sotheby’s за более чем миллион долларов.
Кейт Харинг
Кейт Харинг сыграл значительную роль в развитии сцены уличного искусства в Нью-Йорке 1980-х годов, создав картины и рисунки, вдохновленные граффити, которые разрушили барьеры между уличной культурой и высоким искусством. Харинг нашел уникальный способ участвовать в творческом буме города, используя свой собственный визуальный язык и символы, чтобы комментировать такие проблемы, как наркомания, сексуальность, война и власть. Впервые он приобрел популярность в начале 1980-х годов благодаря своим карикатурным рисункам метро, которые представляли собой временные работы, которые он создавал куском мела, используя в качестве холста пустые рекламные плакаты на остановках метро.
Жан Мишель Баския
Родившийся в семье пуэрториканки и отца-иммигранта из Гаити, Жан-Мишель Баския, как и многие его современники, начал свою работу на улицах Нью-Йорка. В 20 лет он начал работать на бумаге и холсте так называемым сводным способом, одновременно изучая историю искусства самостоятельно. Он подружился со своим кумиром Энди Уорхолом, который не только много сделал для его продвижения и признания, но и сотрудничал с Баскией. Баския годами боролся с внезапной славой и давлением, эскалация которого привела к передозировке героина в возрасте 27 лет. После его ранней смерти его репутация резко возросла, и сегодня благодаря его картинам и граффити Жан-Мишель Баския считается один из первых и величайших представителей визуального искусства в истории афроамериканского искусства.
CornBread (Кукурузный Хлеб)
CornBread, также известный как Дэррил МакКрей, широко считается первым в мире писателем и художником-граффити, живущим и работающим в Филадельфии. Он начал заниматься граффити в 1960-х годах и помог поместить искусство граффити в современный контекст. Он икона граффити, работает оратором и защитником молодежи.
Шепард Фейри
Шепард Фейри — современный американский уличный художник, основатель известного бренда OBEY, возникшего на сцене скейтбординга. Помимо трафаретных работ, Фейри создает фрески, а также графические иллюстрации и дизайн. Он является автором успешного логотипа предвыборной кампании бывшего президента США Барака Обамы в 2008 году и плаката «Надежда».
Леди Пинк
Эквадорско-американская художница, монументалистка и граффитистка Леди Пинк стала культовой фигурой на сцене хип-хопа и граффити 1980-х годов, впервые ее заметили в конце 1970-х годов благодаря ее картинам в поезде метро. На протяжении всей своей карьеры она использовала граффити как средство расширения прав и возможностей женщин и продолжает развиваться как художница, создавая монументальные произведения по всему Нью-Йорку, а также проводя мастер-классы по росписи для местных сообществ.
Блу
Blu из Болоньи, Италия, представляет молодое поколение уличных художников. Он известен своими амбициозными проектами и политически окрашенными фресками эпического масштаба. Его самый известный проект — MUTO, смесь уличного стрит арта и покадровой анимации. В 2016 году он систематически стирал и уничтожал фрески, созданные им за 20 лет на улицах Болоньи, в знак протеста против притеснения молодежной культуры в городе.
Автор и редактор статей и публикаций о красоте, моде и стильной одежде.